Одарённые дети

Подпись: Муниципальное общеобразовательное учреждение 
Манычская средняя общеобразовательная школа №11 
Зерноградского района Ростовской области

В 2005-2006 учебном году начата работа над проектом:

 «Изменение форм и содержания работы с одаренными детьми. Использование информационных технологий в образовательном процессе».

Цель проекта: «Создание гуманной системы, обеспечивающей реализацию таланта одаренного ребенка. Стимулирование учащихся к проявлению личных способностей, формирование активной жизненной позиции, позволяющей проявить свои возможности. Пополнение системы образования в школе новыми методиками развивающего обучения и воспитания, выработанными в ходе исследования».

 


 

 

 

 

 

 

 

В 2005-2006 учебном году начата работа над школьным проектом:

 «Изменение форм и содержания работы с одаренными детьми. Использование информационных технологий в образовательном процессе».

Цель проекта: «Создание гуманной системы, обеспечивающей реализацию таланта одаренного ребенка. Стимулирование учащихся к проявлению личных способностей, формирование активной жизненной позиции, позволяющей проявить свои возможности. Пополнение системы образования в школе новыми методиками развивающего обучения и воспитания, выработанными в ходе исследования».

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Идея проекта заключается в создании условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.

На  основании имеющихся исследований в работе с одаренными и высокомотивированными детьми и использовании информационно-коммуникационных технологий мы убедились, что данное направление работы нам позволило:

T развивать мышление и творческие способности одаренных детей по различным видам одаренности (математическое, гуманитарное, художественно-творческое и т.д.) через предоставление возможностей самовыражения;

T повысить интеллектуальную продуктивность взаимодействия всех участников образовательного процесса;

T сделать личностно-значимой для педагогов комплексную диагностику индивидуальных особенностей детей, развивать стремление педагогов к дифференцированной работе с разными категориями учащихся;

T наполнить предметным содержанием стремление учащихся к взаимоинтересному общению;

T организовать моно- и полипредметное (интегрированное) обучение;

T стимулировать собственные познавательные приоритеты школьников для развития интереса к учебным предметам.

 

 

 

Внедрение информационно-коммуникационных технологий –

приоритетное направление работы в рамках реализации проекта.

Скругленный прямоугольник: электронные источники информации, в том числе – Интернет, СД-диски и т. д.
Скругленный прямоугольник: использование мультимедийных учебников
Скругленная прямоугольная выноска: Возникает потребность в умении критически оценивать полученную информацию
Скругленная прямоугольная выноска: Расширение информационного поля
Скругленная прямоугольная выноска: Появление более интересных и современных форм получения знаний 
Скругленный прямоугольник: Начали осваивать
Скругленный прямоугольник: результат

Основным проектируемым результатом освоения данного направления программы развития  школы является достижение выпускниками социальной зрелости, достаточной для дальнейшего самоопределения, и самореализации в учебной, трудовой, общественно-политической, культурной сферах деятельности.

«Образование – это то, что остаётся у человека после того, как он забывает то, чему его учили».

 Альберт Эйнштейн

 

В сентябре 2007 года школе присвоен статус областной экспериментальной площадки по реализации инновационного образовательного проекта «Моделирование индивидуальной образовательной траектории учащихся в рамках учебного плана и за его пределами». Освоение информационно-коммуникационных технологий и проектных методов обучения, предоставление ученикам возможности формирования личностно-ориентированных учебных планов, изменение форм и содержания работы с одарёнными и высокомотивированными детьми через вовлечение их в деятельность школьного научного общества «Лучик» –  добровольного  творческого объединения учителей и учеников - стало основным средством работы над повышением качества образования. Старшеклассников привлекает межпредметный характер и социальная значимость разрабатываемых проблем. Ежегодно проводится общешкольная научно-практическая конференция по избранной в начале учебного года теме, на которой ребята представляют свои проекты, сделанные в форме мультимедийной презентации. Уже прошли конференции по темам «Homo sapiens вчера, сегодня, завтра…», «Восьмое чудо света», «Мир спасёт красота», опубликованы сборники тезисов работ учащихся, издан литературный альманах «Свои стихи я посвящаю…». Темой работы научного общества в этом году решили избрать тему «Через тернии к звёздам», позволяющую подготовить работы, в которых школьники расскажут о наиболее интересных и сложных случаях доказательства учёными различных эпох истинности своей точки зрения, раскрыли источники уверенности их в своей правоте и причины неприятия окружающими новых взглядов. Теперь учитель становится в большей степени «координатором» или «наставником», чем непосредственным источником знаний и информации. Метод проектов позволяет развивать познавательные навыки учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое и творческое мышление. По данным внутришкольных исследований, 100% участников научно-практической конференции отмечают у себя такие серьёзные личностные изменения, как повышение уверенности в собственных силах, рост мотивации в глубоком освоении знаний по предмету.

В качестве центрального, «узлового» понятия обновления форм и содержания работы с одарёнными и высокомотивированными детьми, сегодня выступает понятие «компетентность». С точки зрения компетентностного подхода можно утверждать, что учитель должен по-новому понимать свою профессиональную деятельность. Долгое время мы, учителя, работали не с учеником, а с предметом, и в качестве главной задачи выдвигали задачу научить своему предмету. Необходима смена такой позиции учителя на позицию поэтапного формирования личности творца, способного не только к компиляции чужих мыслей и транслированию их, но и умеющего создать свой собственный интеллектуальный продукт. На наш взгляд, очень полезно как можно раньше дать детям свободу выбора своей образовательной траектории и научить их пользоваться этой свободой задолго до того, как придётся делать ответственный выбор будущего профиля обучения, от правильности которого зависит, как сложится судьба человека.

Творчеству можно и нужно учить с детства. Что же может повысить интерес к обучению? Мы считаем, что это - креативная педагогика, когда обучаемый переводится из ранга объекта воздействия в ранг субъекта творчества (креативности)!  Воспитание творческой, нестандартно мыслящей личности – работа тонкая, «штучная» и очень важная. Творческий процесс имеет две стороны: генерирование идей и выбор ценных, плодотворных вариантов. И то, и другое требует не только вдохновения, но и практики, отработки навыков, приобретения опыта. Нельзя расписать заранее путь становления и развития личности, но можно и необходимо проектировать желательные свойства образовательной среды. Если основной ценностью образовательной системы признаётся свободное развитие личности в соответствии с её способностями и склонностями, то среда должна обладать, прежде всего, достаточно большой насыщенностью – в бедной и жёстко структурированной среде вероятность осуществления необходимой совокупности встреч для разных индивидуальных путей развития мала, сама свобода выбора не может быть реализована, если не из чего выбирать. Кроме того, необходима открытость, личность должна иметь возможность свободно перемещаться во всех измерениях пространства взаимодействия.

Секрет успеха заключается в том, что избрав тему проекта, ученик с учеником  анализирует не только содержание того, что он исследует, но и как ему это удалось сделать (с помощью каких приемов, техник).

В связи с этим основным результатом деятельности становится не система знаний,  умений и навыков школьников сама по себе, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах. Компетентность всегда проявляется в решении жизненно важных задач. ФГОС второго поколения ставит перед нами вопрос и о формировании у выпускника навыков самоменеджмента. Соответственно учитель должен уметь конструировать подобные задачи, поэтому внутришкольная система повышения квалификации педагогов предусматривает такое обучение в рамках школьных методических семинаров. В прошедшем году были проведены семинары:

T «Новая структура стандарта. Условия реализации и результаты освоения основных образовательных программ»;

T «Порядок аттестации педагогических и руководящих работников»;

T «Стратегия и технологии охраны здоровья школьников»;

T «Основные планируемые результаты обучения и воспитания в отношении достижений личностного, социального, познавательного и коммуникативного развития ученика в свете ФГОС второго поколения».

Кроме того, в декабре 2008 г. за счёт средств президентского гранта школе-победительнице ПНПО, курсовую переподготовку в ИПК и ПРО по теме: «Использование интерактивного оборудования в образовательном процессе» непосредственно на базе МОУ Манычской СОШ №11 прошли 20 педагогов. Это позволило активизировать внедрение проектных методов обучения.

Положительная динамика показателей качества  образовательного процесса свидетельствует об эффективности использования современных образовательных технологий, а активность участия ребят в школьных научно-практических конференциях – о востребованности в их среде современных образовательных технологий, повышении интереса к предметам и предъявлении более высоких требований к результатам своей деятельности. Это подтверждается и данными внутришкольных мониторинговых исследований. Ученикам 9-11 классов в анкете был задан вопрос: какая форма изучения курсов по выбору была бы для вас наиболее желательна? 90% учащихся предпочитают такие нестандартные формы сотрудничества с педагогами, как участие в проектной деятельности с применением компьютерных технологий, индивидуальные консультации с преподавателем, деловые и ролевые игры, тренинги, моделирование.   Деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности получили одобрение у 100% опрошенных родителей.

Hosted by uCoz