Подпись: Муниципальное общеобразовательное учреждение 
Манычская средняя общеобразовательная школа №11 
Зерноградского района Ростовской области

Наши инновации

Приоритетными направлениями  инновационного развития МОУ Манычская СОШ № 11 стали:

J работа областной экспериментальной площадки по реализации инновационного образовательного проекта «Моделирование индивидуального образовательного пространства школьника  в рамках учебного плана и за его пределами»;

J работа областной экспериментальной площадки по апробации Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения;

J работа областной пилотной площадки по совершенствованию структуры и содержания общего образования через введение в 1-11 классах федерального базисного учебного плана, разработанного на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования  (2004г.);

J  формирование в рамках деятельности областной экспериментальной площадки по перечисленным направлениям модели личностно-ориентированного образовательного учреждения, обеспечивающего соблюдение принципа вариативности образования путем создания «личных пространств» для принятия самостоятельных решений различными участниками образовательного процесса через расширение поля выбора в культурно-образовательном пространстве школы и построение в нём индивидуальной образовательной траектории:

* в воспитательном пространстве: через выбор вида творческой деятельности, занятий в системе дополнительного образования, их форм и средств, роли в системе школьного самоуправления;

* в образовательном пространстве: через выбор форм обучения и познавательных приоритетов, элективных курсов, тем проектно-исследовательской деятельности, направлений профильного обучения; ежедневный выбор заданий на уроках и в ходе выполнения домашней работы (предложение заданий, различающихся по сложности, объёму и др. параметрам), выбор форм выполнения заданий, вариантов взаимодействия со сверстниками в ходе учёбы;

J совершенствование содержательного потенциала образовательной программы;

J повышение качества подготовки к ЕГЭ на всех ступенях общего образования;

J совершенствование системы внутренней (школьной) системы оценки качества и учёта учебных достижений школьников и их индивидуального прогресса, ориентированной не столько на регулирование процесса обучения, сколько на новые результаты; формирование системы объективного учёта внеучебных достижений обучающихся;

J активизация деятельности Управляющего Совета и других форм государственно-общественного управления школой;

J повышение уровня гражданско-правовой культуры детей как фактора снижения поведенческих рисков;

J модернизация системы национально-регионального образования и воспитания учащихся на основе этнокультурных традиций и общечеловеческих ценностей через внедрение регионального (в том числе казачьего) компонента содержания образования и воспитания, соответствующего региональным государственным образовательным стандартам;

J внедрение религиоведческого содержания образования;

J обеспечение компьютерной грамотности педагогов и учащихся;

J апробация новых учебников;

J формирование комфортной здоровьесберегающей образовательной среды на основе защиты обучающихся от перегрузок и сохранения их психического и физического здоровья;

J внедрение в массовую педагогическую практику деятельностного подхода, при котором процесс учения понимается не просто как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как  процесс развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности; обеспечение на его основе личностного, социального, познавательного и коммуникативного развития ребёнка через внедрение проектных методов работы, изменение форм и содержания работы с одарёнными и высокомотивированными детьми.

 

Год назад наша школа активно включилась в изучение, а затем и в апробацию условий введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. Работа была начата с изучения педагогического, методического, кадрового и материально-технического  потенциала образовательной сети Манычского сельского поселения. Возможность апробации условий введения ФГОС второго поколения на базе МОУ Манычской СОШ №11 была рассмотрена на заседаниях школьного методического объединения учителей начальных классов, методическом совете, педагогическом совете. Проведён анализ ресурсов учебной и методической  литературы, программного обеспечения используемого для организации системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса, в том числе – внеучебной деятельности учащихся. В результате было принято решение о проведении эксперимента на базе головной школы, не привлекая к нему филиалы.

В школе была собрана вся необходимая нормативно-правовая база. Имеется в наличии в электронном виде и на бумажных носителях нормативно-правовая база федерального, регионального и муниципального уровня, регламентирующая деятельность по апробации условий внедрения ФГОС. Документация школьного уровня так же подготовлена в полном объёме. Разработано и утверждено «Положение о школе, работающей в режиме полного дня». Программа перехода на ФГОС второго поколения содержит перечень мероприятий по апробации материалов, регламентирующих создание методических, кадровых, материально-технических и санитарно-гигиенических условий для полноценной реализации основной образовательной программы начального общего образования.  Программа содержит конкретный план работы по проведению эксперимента по введению государственных образовательных стандартов второго поколения в 2008-2009 учебном году. С родителями учащихся заключён договор новой формы, закрепляющий права и обязанности всех участников образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС второго поколения.

Приказ по школе № 259 от 01.09.2008г. «Об организации  апробации материалов федеральных государственных стандартов общего образования в 2008-2009 учебном году» распределяет функциональные обязанности среди администрации школы и педагогов, участвующих в эксперименте, ставит задачу создать необходимые санитарно-гигиенические и материально-технические условия для апробации ФГОС второго поколения и приступить по следующим направлениям:

F Отработка алгоритма внедрения основных компонентов государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения:

¯ Требований к структуре основных общеобразовательных программ, представленные в  виде рамочного описания базовых компонентов образовательных       программ начального общего, основного общего и полного среднего образования.

¯ Требований к результатам освоения основных общеобразовательных программ, представленные описанием целевых установок общего образования, которые структурируются по ключевым задачам общего образования  и      отражают  индивидуальные, общественные и государственные потребности.

¯ Требований к условиям реализации основных общеобразовательных программ, представленные  описанием  совокупности условий, необходимых             и рекомендуемых для обеспечения образовательного процесса, направленного на          достижение планируемых результатов.

F Формирование механизма использования в работе с детьми с разным уровнем развития познавательных способностей возможностей современных развивающих технологий, обеспечивающих формирование базовых компетентностей современного человека:

¯ информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);

¯ коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);

¯ самоорганизация (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);

¯ самообразование (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).

В условиях эксперимента исследовательскую деятельность  учителей была направлена на:

¯ проверку на практике в  реальных условиях  теоретически  построенных и предложенных для апробации моделей образовательной системы и созданного  разработчиками продукта - государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения;

¯ формирование суждения о его достоинствах, недостатках и возможностях дальнейшего применения;

¯ выявление проблемных зон и конкретизация мероприятий по корректировке негативных последствий экспериментальной работы;

¯ интерпретацию полученных результатов, формулирование методических рекомендаций для дальнейшего совершенствования и внедрения в массовую практику апробируемого продукта.

Приказ по школе № 254 от 01.09.2008 г.  «Об организации работы школы в режиме полного дня» устанавливает регламент деятельности всех школьных структур, обеспечивающих пребывание детей в школе с 8.00 до 16.00, предписывает соблюдение санитарно-гигиенических требований к организации учебного процесса и работу над развитием материально-технической и методической базы. Таким образом, непосредственно экспериментальная работа по апробации ФГОС второго поколения заключается в:

¯ создании материально-технических и методических условий для максимально полноценной реализации образовательных потребностей каждого ученика;

¯ переходе от установки на запоминание большого количества информации к освоению новых видов деятельности – проектных, творческих, исследовательских;

¯ формировании гуманной системы, обеспечивающей реализацию способностей детей с различным  уровнем познавательных возможностей;

¯ стимулировании учащихся к проявлению личных способностей, формирование у них активной жизненной позиции, позволяющей проявить свои возможности, развитию умения презентовать себя, быть «человеком публичным»;

¯ создании ситуации, когда учитель испытывает потребность в пополнении своего педагогического потенциала новыми методиками развивающего обучения и воспитания, выработанными в ходе исследования.

Одной из первых трудностей, с которыми мы столкнулись, стало отсутствие программно-методического обеспечения внеурочной деятельности. Недостающие программы были привезены из РО ИПК и ПРО, затем адаптированы к условиям нашей школы. Некоторые  курсы («Человек и семья, природа, история»), разработаны педагогами самостоятельно на основе методических рекомендаций по организации внеурочной деятельности, подготовленных в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения» Российской академией образования. Программы рассмотрены на заседании ШМО, методсовете, утверждены педсоветом.

Накануне нового учебного года интенсивно проводилась информационная работа с родителями будущих первоклассников по вопросам организации обучения детей в режиме полного дня. В сотрудничестве с участковой больницей был проведён валеологический и  социологический мониторинг с целью выявления объективной социально-педагогической ситуации в 1 классе.

Опыт первого года апробации условий введения ФГОС второго поколения позволил сделать вывод о том, что такого рода реформирование системы работы образовательного учреждения давно назрело. Школа полного дня оказалась востребованной и родителями, и детьми. По сравнению с выпускниками детского сада прошлых лет, наши первоклассники плавно и безболезненно адаптировались в условиях новой образовательной среды. Во главу угла нами поставлена задача укрепления здоровья детей, развитие их физического, нравственного и интеллектуального потенциала. Уроки ведутся по 35 минут, проводится динамический час. На занятиях и в первой, и во второй половине дня ведётся работа по профилактике переутомления учащихся. Не только педагогами, ведущими уроки и внеурочные занятия, но и школьной медсестрой осуществляется контроль и корректирование функционального состояния ребёнка. Организовано трёхразовое питание: дети своевременно завтракают, обедают и полдничают. Помимо учебного кабинета, для ребят подготовлена и активно используется игровая комната. В ней созданы условия для снятия усталости и развития детей: создан уютный интерьер, есть кровати для дневного отдыха, игры, видеотехника. После уроков они отдыхают не только здесь, но и посещают спортзал, ежедневно, при любой погоде,  совершают прогулки на свежем воздухе в парк, на школьный стадион. Каждая минута, проведённая в школе, даёт ребёнку положительный опыт общения, позволяет проявить себя как активную, творческую личность, расширяет его представления об окружающем мире. Во время прогулок дети собирают природный материал для поделок. Учитель – Нестеренко Надежда Валентиновна - разучивает с ними стихи, соответствующие текущему времени года, погодным условиям, разгадывает загадки, проводит фенологические наблюдения. Дети оживлённо общаются с ней и друг с другом - в классе сложились доброжелательные взаимоотношения, что тоже является одним из условий формирования здоровьесберегающей образовательной среды.

Обучение 1 класса ведётся на основе развивающей системы Л. В. Занкова. Проектная деятельность, которой уделяется много внимания на уроках и внеурочных занятиях, очень важна для формирования умения вести исследовательскую работу у младших школьников и дальнейшего постижения основ научно – исследовательской деятельности. Дети охотно включаются в самостоятельный поиск новой информации, интерпретации её, представления своих проектов.  При посещении уроков в 1 классе бросается в глаза то, что у детей развиты речевые умения, сформирована монологическая речь. Они не просто воспроизводят увиденное или прочитанное, но и умеют рассуждать, делать выводы, обосновывать своё мнение. Во второй половине дня внеурочные занятия проводятся в соответствии с режимом дня, обозначенном в приказе:

  день недели

первый час: 14.30 –  15.05

второй час: 15.15 – 15.50

курс

учитель

курс

учитель

понедельник

Жизненные навыки.

Ледяева О. Г., психолог

Школа здоровья.

Божко С. А., учитель физкультуры

вторник

Изостудия «Юный художник».

Нестеренко Н. В., учитель 1 кл.

Изостудия «Юный художник».

Нестеренко Н. В., учитель 1 кл.

среда

Человек и семья, природа, история.

Нестеренко Н. В., учитель 1 кл.

Школа здоровья.

Божко С. А., учитель физкультуры

четверг

Жизнетворчество.

Нестеренко Н. В., учитель 1 кл.

Художественное движение.

Божко С. А., учитель физкультуры

пятница

Основы право-славной культуры.

Юнкина И. В., ПДО

Человек и семья, природа, история.

Нестеренко Н. В., учитель 1 кл.

Во второй половине дня дети не проявляют признаков переутомления, активны, с удовольствием занимаются  творческими видами деятельности. Родители положительно относятся к продлённому режиму дня, дополнительные занятия оценивают как возможность развития творческих способностей детей. В течение года проведён ряд родительских собраний, где обсуждались успехи и проблемы детей, представлялись результаты внеурочной деятельности – творческие работы учеников.

Введение часов на внеурочную деятельность учащихся – главное достоинство новых стандартов и имеет огромное значение: это увеличивает возможности школы (особенно сельской) в расширении спектра предоставляемых образовательных услуг, создаёт финансово обеспеченные возможности для организации индивидуальной проектно-исследовательской работы с учащимися, позволяет в условиях «демографической ямы» обеспечить нагрузкой педагогов (ведь в селе им трудно найти дополнительные возможности для самореализации). Но анализ имеющихся условий и ресурсного обеспечения реализации основной образовательной программы начального общего образования позволил сделать выводы о необходимости совершенствования имеющихся материалов ФГОС и финансового обеспечения их реализации. Так хотелось бы предложить ряд изменений в предлагаемый к апробации пакет документов.

Внеурочная деятельность учащихся не может быть обязательной нагрузкой: ученик должен иметь возможность выбирать из предлагаемых школой курсов те, которые соответствуют его образовательным потребностям. Иначе школьник будет лишён возможности формировать индивидуальную образовательную траекторию. Ведь ребёнок во второй половине дня может хотеть посещать занятия и других учреждений дополнительного образования, с которыми у школы налажены партнёрские отношения. Это приведёт к переутомлению детей,  будет подрывать их здоровье, в том числе и психическое: насильно заниматься нелюбимым делом можно только заставить (например, не все любят спорт или интересуются православной культурой), а это вызывает раздражение, агрессию. Проблемы возникнут и с организацией режима дня: на второй ступени обучения согласно учебного плана после обязательных часов детям будут предложены курсы по выбору (факультативные занятия), а затем – опять обязательные часы внеурочной деятельности? Это не логично.

По мере увеличения количества классов, перешедших на обучение по ФГОС второго поколения, нужно предусмотреть возможность формирования разновозрастных, межклассных групп, что особенно важно для творческих курсов (музыкальные, театральные занятия). Это расширит круг общения учащихся, даст возможность приобрести новый коммуникативный опыт.

Школа полного дня должна создаваться при наличии материально-технической базы: необходимы помещения для сна, мебель, игровые комнаты, оборудование для них. Такие ресурсы есть далеко не везде. Значит, необходимо заложить финансирование на создание санитарно-гигиенических условий для школы полного дня.

Но в целом концептуальные идеи и прописанные в апробируемых материалах пути реализации федерального государственного стандарта второго поколения актуальны и востребованы современной образовательной системой.

Результаты мониторинга хода эксперимента по апробации условий внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения.

Первые результаты внеурочных занятий

Hosted by uCoz